НЕЗАВИСИМОЕ КАЗАХСТАНСКОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАНИИ

Содействуя высокому качеству в образовании

Главная

Кодекс чести эксперта

1. Общие положения

Кодекс чести эксперта по институциональной и/или специализированной (программной) аккредитации высших учебных заведений Республики Казахстан (далее – Кодекс) устанавливает основные стандарты поведения эксперта по аккредитации организаций образования Республики Казахстан в соответствии с общепринятыми морально-этическими нормами.

Участие в аккредитации высших учебных заведений является выражением особого доверия со стороны учреждений образования и НУ «Независимого казахстанского агентства по обеспечению качества в образовании» и предъявляет высокие требования к нравственности и морально-этическому облику экспертов.

Доверие и уверенность при аккредитации зависят от компетентности тех, кто проводит оценку. Эта компетентность базируется на демонстрации:

  • личных качеств
  • способности выполнять свои обязанности, применяя знания и навыки, приобретенные во время учебы, работы, стажировки и опыта при проведении оценки.

 Эксперты поддерживают и совершенствуют свою компетентность через постоянное профессиональное развитие и регулярное участие в экспертизах (оценках).

2. Личные качества

Эксперт должен иметь такие личные качества, которые позволяют ему действовать в соответствии с принципами проведения экспертизы (оценки).

Эксперт должен быть:

  • независимым, т.е. выражать личное мнение касательно аккредитации данного вуза
  • порядочным, т.е. правдивым, искренним, честным, сдержанным и благоразумным
  • открытым, т.е. воспринимающим альтернативные идеи или точку зрения
  • наблюдательным, т.е. активно знакомиться с окружающими людьми и их деятельностью
  • разносторонним, т.е. быть готовым приспосабливаться к различным ситуациям
  • настойчивым, ориентированным на достижение целей
  • решительным, т.е. своевременно принимать решения на основе логических соображений и анализа
  • уверенным, т.е. уметь действовать независимо, в то же время результативно сотрудничать с другими
  • дипломатичным, т.е. умеющим тактично взаимодействовать с людьми.

3. Обязанности эксперта

Эксперт должен быть готов к выполнению следующих действий:

  • следование согласованной задаче и срокам Агентства
  • тщательное изучение отчета по самооценке и других материалов, представленных для институциональной и/или специализированной (программной) аккредитации
  • применение принципов, процедур и методов внешней оценки вуза
  • результативное планирование и организация работы
  • проведение внешней оценки вуза в течение установленного времени
  • установление приоритетов и ориентации в существенные моменты
  • сбор данных посредством результативного опроса, интервьюирования, анкетирования, наблюдения и анализа документов, записей и данных
  • понимание соответствующих методов и результатов выборочного исследования для проведения экспертизы
  • проверка точности собранных данных
  • оценка тех факторов, которые влияют на достоверность выводов и заключений внешней оценки вуза
  • использование рабочих документов для записи деятельности при проведении внешней оценки организации образования
  • результативный обмен информацией посредством личных знаний языка или с помощью переводчика
  • сохранение конфиденциальности

В своей деятельности эксперты по проведению процедуры аккредитации высших учебных заведений Республики Казахстан должны:

  • руководствоваться принципом законности, неукоснительно соблюдая Конституцию и строго следуя законам Республики Казахстан, актам Президента Республики Казахстан и иным нормативным правовым актам Республики Казахстан
  • обеспечивать соблюдение и защиту прав и интересов высших учебных заведений Республики Казахстан, не допускать действий, сопряженных с нарушением прав
  • неукоснительно соблюдать трудовую дисциплину, добросовестно, беспристрастно и качественно исполнять свои служебные обязанности, эффективно использовать для этого свое рабочее время
  • прилагать все усилия для высокопрофессиональной работы, применять оптимальные и экономичные способы решения поставленных задач
  • противостоять проявлениям коррупции
  • не допускать вмешательства в свою деятельность и лоббирования интересов отдельных субъектов
  • не допускать использования служебной информации в корыстных и иных личных целях
  • своим отношением к делу и личным поведением способствовать созданию устойчивой и позитивной морально-психологической обстановки в коллективе
  • противостоять действиям, препятствующим надлежащему выполнению своих обязанностей
  • не допускать и пресекать факты нарушения норм служебной этики со стороны других экспертов

4. Права эксперта

Эксперты имеют право:

  • вносить в установленном порядке в НУ «НКАОКО» предложения по совершенствованию системы оценки деятельности вузов и процедуры аккредитации
  • запрашивать и получать от руководства аккредитуемого вуза документы, материалы и информацию, необходимых для выполнения стоящих перед ним задач;
  • затребовать устные и письменные объяснения у соответствующих должностных лиц, работающих в вузе
  • проводить беседы, анкетирование, интервью с администрацией, профессорско-преподавательским составом, персоналом, студентами вуза и работодателями
  • представлять отчет или справку об итогах своей работы или об отдельном этапе работы в НУ «НКАОКО»

5. Конфликт интересов

НКАОКО не назначает членом экспертной группы претендента, если имеется малейшее подозрение о наличии у него возможного конфликта интересов. Согласно данной политике, экспертом не может быть лицо, которое:

  • работает в организации, являющейся частью одной и той же системы с аккредитуемым вузом
  • в течение последнего года было кандидатом на замещение вакантной должности в данном вузе
  • в течение последних 5 лет было сотрудником данного вуза либо иным способом связан с ним
  • имеет совместные деловые, консультативные либо другие интересы и отношения с данным вузом
  • состоит в родственной связи с сотрудником вуза
  • выражает личное мнение касательно аккредитации данного вуза
  • является выпускником данного вуза
  • относится к руководству данного вуза (правлению)
  • предъявит собственные иные аргументы о возможном конфликте интересов

Чтобы гарантировать полное понимание политики НКАОКО о конфликте интересов, руководитель и члены экспертной группы подписывают Кодекс чести эксперта.

Вуз обязуется уважать членов экспертной группы и не предлагать им работу в качестве консультанта либо сотрудника в течение следующего года.

6. Руководитель экспертной группы

Руководитель экспертной группы, проводящей внешнюю оценку высшего учебного заведения, должен:

  • точно определять задачи и объем полномочий членов экспертной группы в соответствии с занимаемыми ими должностями и не требовать от них исполнения поручений, выходящих за рамки полномочий эксперта
  • не допускать по отношению к членам экспертной группы необоснованных обвинений, фактов грубости, бестактности и т.п.
  • не понуждать членов экспертной группы к совершению противоправных действий или поступков, не совместимых с общепринятыми морально-этическими нормами

7. Публичные выступления по вопросам деятельности экспертной группы

Публичные выступления по вопросам деятельности экспертной группы осуществляются ее руководителем или уполномоченным на это лицом.

8. Эксперты должны вести дискуссии в корректной форме

Эксперты должны вести дискуссии в корректной форме, не подрывая авторитет экспертной группы.

9. Экспертам не следует публично выражать

Экспертам не следует публично выражать свое мнение по вопросам аккредитации вузов, если оно:

  • раскрывает информацию, которая не разрешена к обнародованию
  • содержит неэтичные высказывания в адрес кого-либо

10. В случае необоснованных публичных обвинений эксперта

В случае необоснованных публичных обвинений эксперта в лоббировании чьих-либо интересов, в коррупции он должен принять меры по опровержению этих обвинений.

11. В отношениях с сотрудниками аккредитуемых вузов эксперты должны:

  • проявлять скромность, не подчеркивать и не использовать свое должностное положение
  • своими действиями и решениями не давать повода для обоснованной критики со стороны вуза, использовать конструктивную критику для устранения недостатков и улучшения своей профессиональной деятельности
  • соблюдать общепринятые морально-этические нормы, быть вежливыми и корректными

12. Соблюдение экспертами настоящего Кодекса

Соблюдение экспертами настоящего Кодекса является их служебным долгом.

13. В случае нарушения требований

В случае нарушения требований, предусмотренных настоящим Кодексом, поступление аргументированных заявлений в письменной форме от вузов по поводу некомпетентности, НУ «НКАОКО» вправе включить их в «черный список экспертов» Агентства и не допускать впредь участие в процедуре внешней оценки.

prikaz rus
march bul
enqa2
eenqa
inqa
apqn
CHEA