ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КАЗАХСТАНЕ

По данным Комитета статистики Министерства национальной экономики РК на начало 2020/2021 учебного года в Казахстане функционируют 128 вузов, из них 11 университетов являются национальными, 1 - международным, 1 - автономной образовательной организацией (АОО), 29 - государственными, 17 - акционерными, 55 - частными, 14 - негражданскими.

В последние годы, в целях повышения качества подготовки специалистов государством был принят ориентир на сокращение числа вузов и усиление квалификационных требований к лицензированию высших учебных заведений. Кроме того, в 2010 году законодательно введен запрет на деятельность филиалов вузов. В результате, число вузов сократилось за счет слияния, консолидации и преобразования в организации ТиПО.

Сегодня в системе высшего образования Республики Казахстан функционируют различные виды высших учебных заведений: национальный исследовательский университет, национальное высшее учебное заведение, исследовательский университет, университет, академия, институт (реализует только программы бакалавриата) и приравненные к ним (консерватория, высшая школа, высшее училище).

Общее число студентов на начало 2020/2021 г. составляло 618 090 человек, из которых на уровне бакалавриата – 576 557 человек, на уровне магистратуры – 34 619 человек, на уровне докторантуры – 6 914 человек. Общая численность ППС составляет 36 307 человек (www.stat.gov.kz). Развитие экспорта образовательных услуг привело к увеличению доли иностранных студентов в вузах страны до 6, 7%.

Система образования Республики Казахстан характеризуется многоуровневостью и непрерывностью и включает следующие уровни образования:

  • 0. Дошкольное воспитание и обучение - 1/6 лет
  • 1.Начальное образование (4 года); вход - 6/7 лет.
  • 2. Основное среднее образование; вход - 10/11 лет.
  • 3. Среднее образование; вход - 15/16 лет.
  • - общее среднее образование
  • - техническое и профессиональное образование: квалификации рабочего и специалиста среднего звена, вход - 15/16 лет
  • 4. Послесреднее образование: квалификации рабочего с высоким уровнем разряда; вход - 17/18 лет.
  • 5. Неполное высшее образование – прикладной бакалавриат; вход - 17/18 лет
  • 6. Высшее образование: квалификации бакалавра, специалиста для медицинских специальностей; вход – 17/18 лет.
  • 7-8. Послевузовское образование: квалификации магистра и доктора PhD.

 

 

Структура высшего и послевузовского образования Республики Казахстан регламентируется Законом «Об образовании» (от 27 июля 2007 года). С подписанием Болонской декларации в 2010 году, Казахстан реализует трехуровневую систему высшего образования «бакалавр-магистр-доктор PHD». Данная структура нашла свое правовое закрепление в Законе Республики Казахстан «Об образовании»:

1) Высшее базовое образование – программа бакалавриата – с продолжительностью обучения 4 года;

2) Послевузовское образование, включающее научно-педагогическое

направление подготовки – программа магистратуры – с продолжительностью обучения в профильной магистратуре – 1 год, в научно-педагогической – 2 года;

3) Программа подготовки докторов философии (PhD), докторов по профилю – докторантура – после завершения программ магистратуры. Продолжительность обучения – минимум 3 года и более.

Согласно Болонской Декларации введение системы зачетных единиц или кредитов обеспечивает признание образовательных программ. Внедрение кредитной технологии обучения является существенным вкладом в признании национальных образовательных программ на международном уровне, обеспечении мобильности студентов и преподавателей, а также повышении качества образования и обеспечения преемственности всех уровней и ступеней высшего и послевузовского образования. Следовательно, все ВУЗы страны используют казахстанскую модель перезачёта кредитов, разработанную по типу ECTS. ECTS (European Credit Transfer and Accumulation System/Европейская система перевода зачетных единиц) - универсальная система измерения учебной нагрузки студента при освоении образовательной программы или отдельного курса.

Прием в высшие учебные заведения (далее - вуз) осуществляется на базе Типовых правил приема на обучение в организации образования, реализующих профессиональные учебные программы высшего образования, утвержденных Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан (РК) от 31 октября 2018 года. Прием абитуриентов, имеющих среднее образование, основан на результатах Единого национального тестирования (ЕНТ). Выпускники прошлых лет, абитуриенты, имеющие начальное или среднее профессионально-техническое образование, выпускники общеобразовательных школ, обучающиеся за рубежом, а также некоторые другие категории для поступления в ВУЗ Казахстана сдают Комплексное тестирование (КТ).

В настоящее время для обучения в высшем учебном заведении на платной основе выпускники школ могут дополнительно сдавать тесты три раза в январе, марте и августе. Такие изменения были созданы для улучшения условий сдачи вступительного экзамена в форме тестирования, снятия эмоционального напряжения у выпускников средних школ.

В марте 2010 года Казахстан официально присоединился к Болонской декларации и стал 47-м членом Европейского пространства высшего образования и первым государством Центральной Азии, признанным полноправным членом европейского образовательного пространства.

В связи с подписанием Болонской декларации, Приказом МОН РК в начале 2011 г. была введена кредитная технология обучения разработанная на основе ECTS (European Credit Transfer and Accumulation System/Европейская система перевода зачетных единиц) для всех вузов Казахстана, для повышения мобильности студентов и преподавателей, качества образования.

Трудоемкость одного казахстанского академического кредита (30 академических часов) соответствует 1 кредиту ECTS (25-30 академических часов). Коэффициенты перерасчета кредитов по системе ECTS меняются в зависимости от уровня образования и видов обучения (теоретические, лабораторные, студийные и т.д.). Планирование педагогической нагрузки профессорско-преподавательского состава осуществляется в академических часах или кредитах.

 

Пандемия COVID-19 внесла существенные коррективы в учебный процесс. Все вузы страны были вынуждены перейти на онлайн формат обучения, чтобы адаптироваться к новой реальности. Хотя пандемия оказала на сферу высшего образования наибольшее влияние в глобальном масштабе, стоит отметить, что она стала одной из немногих сфер в Казахстане, подготовленных к переводу своих процессов в дистанционный формат.

С 16 марта 2020 года 116 вузов страны перешли на дистанционное обучение. Подавляющее большинство студентов обучались дома, однако 5 тысяч казахстанских студентов и 4 тысячи иностранных студентов остались в общежитиях по месту обучения, так как в общежитиях были созданы условия для дистанционного обучения.

Вузы страны уже имели определенный опыт внедрения дистанционных технологий в процесс обучения, так как некоторые вузы использовали смешанную форму обучения, а другие – дистанционный формат. Вузы используют специальные платформы, такие как ZOOM, Platonus, Moodle, Microsoft Teams, Webex Cisco и другие. Ряд университетов использует самостоятельно разработанные платформы. В непростой ситуации пандемии вузы оказали поддержку своим сотрудникам и ППС в организации обучающих курсов. Во всех вузах и колледжах работает HelpDesk-система, которая предоставляет техническую поддержку студентам и преподавателям. Регулярно проводятся анкетирования студентов, ППС и сотрудников по удовлетворенности для получения актуальной информации и улучшения образовательного процесса.