ТУРИНСКИЙ ПРОЦЕСС

  • Европейский Фонд Образования (далее - ETF) был создан в 1995 г. при Европейской Комиссии с целью содействия реформированию систем профобразования в странах бывшего СССР, Балканского региона и Восточного Средиземноморья. Располагается ETF в г. Турин (Италия).
  • Задачами ETF являются поддержка процесса реформ, которая осуществляется посредством реализации различных проектов, экспертная помощь в решении актуальных вопросов, аналитические исследования современных тенденций, содействие распространению передового опыта в области профессионального образования и обучения.
  • Европейский Фонд Образования работая от имени ЕС, оказывает странам-партнерам содействие в создании качественных систем образования и обучения, внедрении их на практике. В 2009 г. Европейский Фонд Образования инициировал новое направление своей деятельности, которое получило название Туринский процесс.

Туринский процесс является совместным обзором развития политики в области профессионального образования и обучения, который осуществляется каждые два года всеми странами-партнерами Европейского фонда образования при его поддержке.

Туринский процесс был запущен в январе 2010 г. и его первой инициативой стал обзор и разработка отчетов для обсуждения на национальных семинарах.

Туринский процесс базируется на методологическом подходе, который определяет рамки и содержание обзора (аналитические рамки), возможные источники информации, процесс реализации (участие заинтересованных сторон) и ожидаемые результаты.

Аналитическая основа дает список тематических отраслей, предназначенных для обзора, и внутри каждой из них затрагивает основные вопросы политики, которые необходимо документировать, чтобы дать оценку системе ПОО и состоянию политики в области ПОО.

Типы и источники информации являются разнообразным. Это количественные и качественные данные и показатели, передовой опыт, оценка качества, существующие национальные и международные исследования и отчеты, составленные различными заинтересованными сторонами.

Внедрение Туринского процесса основывается на широком участии и консультациях большого круга заинтересованных сторон (разработчики политики, практики и научные работники как частного, так и государственного секторов) на различных этапах процесса для сбора информации, обсуждения результатов обзоров и разработки рекомендаций. По результатам исследований составляются краткие совместные отчеты по странам, а также региональные и международные анализы развития политики профессионального образования и обучения.

В Туринском процессе принимают участие страны Северной Африки, Ближнего Востока, Западных Балкан, Восточной Европы и Центральной Азии.

  • Принятие на себя ответственности руководителями, отвечающими за формирование политики, и заинтересованными лицами в стране как за процесс, так и за результат (заключительный отчет). Это включает поиск синергии между Туринским процессом и национальными стратегиями и/или другими соответствующими процессами.
  • Широкое участие в процессе различных заинтересованных сторон, включая парламентские комитеты, руководителей, отвечающих за формирование политики, представителей социальных партнеров, директоров учебных заведений, преподавателей, местных органов власти, представителей компаний, научных работников и представителей гражданского общества. Широкий охват участников предоставляет платформу для обмена мнениями и поиска заинтересованными лицами консенсуса, тем самым устанавливая связь между анализом политики и достижением соглашения по выбору вариантов и путей реализации политики.
  • Комплексный подход на основе расширенного понимания ПОО, охватывающего как молодежь, так и взрослое население, и системный подход, учитывающий не только системные элементы и их взаимосвязь, но также способность системы ПОО реагировать на требования социально-экономической среды, в которой она функционирует. Аналитическая рамка охватывает видение, анализ внешней и внутренней эффективности, а также вопросы управления и финансирования системы ПОО.
  • Оценка, основанная на документально подтвержденном анализе, играет ключевую роль в принятии странами обоснованных решений в области разработки политики и в оценке достигнутого прогресса, а также в отдельных случаях (если это обосновано и страна проявляет заинтересованность) – проведения сравнительного анализа в отношении опыта ЕС. Основанный на фактических данных подход также помогает выявлять и распространять примеры передовой практики с пилотного на общесистемный уровень.

Аналитическая рамка представляет собой инструмент сбора и интерпретации качественной информации, контекстуализации количественных данных, а также мониторинга реализации и прогресса развития ПОО, в том числе в сравнении с национальными, региональными и международными показателями. Каждый раздел аналитической рамки содержит подраздел по инициативам в сфере политики и оценке прогресса за период с 2010 года.

Аналитическая рамка:

  • служит руководством для обзора политик ПОО странам, участвующим в Туринском процессе;
  • предназначена для обновления и расширения баз данных по факторам, формирующим в стране спрос на услуги ПОО;
  • определения эффективности реагирования системы ПОО на текущий спрос;
  • предназначена для обеспечения надежной платформы для разработки, внедрения и оценки политик реформирования систем ПОО.
 

Аналитическая рамка охватывает пять ключевых направлений анализа политики, представленных в пяти разделах:

 

Раздел A – Видение национальной системы ПОО

Каково национальное видение развития системы ПОО? Отражает ли оно взгляды всех заинтересованных сторон, и каким образом оно может повлиять на повышение конкурентоспособности и достижение комплексных целей национального развития? Данный раздел также предлагает общий обзор систем начального ПОО (НПОО) и непрерывного ПОО.

 

Раздел B – Результативность и эффективность удовлетворения спроса экономики и рынка труда

Какие ключевые факторы экономики и рынка труда формируют в стране спрос на навыки? Какие существуют механизмы для определения спроса и согласования спроса и предложения квалифицированной рабочей силы, поставляемой системой? Наконец, каковы возможности системы ПОО для воздействия на вышеуказанные внешние факторы?

 

Раздел C – Результативность и эффективность удовлетворения демографического и социального спроса, а также требований социальной интеграции (инклюзивности)

Какие демографические и социальные факторы формируют спрос на услуги ПОО? Каков потенциал системы ПОО эффективно реагировать на эти факторы, обеспечивать инклюзивный подход к обучению и удовлетворять потребности учащихся в профессиональном и личностном развитии?

 

Раздел D – Внутренняя эффективность системы ПОО

Как определяется и гарантируется качество результатов обучения в системе ПОО? Насколько эффективна система ПОО? Кто обеспечивает ее непрерывное усовершенствование и как это достигается?

 

Раздел E – Управление и практики реализации политики ПОО

Какие решения, каким образом и на каком уровне принимаются в системе ПОО? Какова иерархия распределения функций и полномочий, и как данная система распределения ответственности влияет на усовершенствование качества ПОО?

 

В 2014 году аналитическая рамка Туринского процесса была пересмотрена и дополнена.

На сегодняшний день ее структура отражает последовательность этапов цикла политики и базируется на ряде общих предпосылок, таких как:

  • необходимость долгосрочного планирования;
  • компетентное управление спросом, принимая во внимание расширенную сферу действия ПОО;
  • эффективное и результативное предоставление ПОО;
  • развитие потенциала для реализации политики.

В рамках Туринского процесса возможны две формы участия:

1. Оценка под руководством ЕФО

Эта форма подходит тем странам, которым требуется более сильное руководство и поддержка со стороны ЕФО в организации процесса и подготовке страновых отчетов. ЕФО совместно с координаторами по отдельным странам обеспечивают:

  • применение подхода, основанного на участии различных заинтересованных сторон в проведении анализа политики (путем организации фокус-групп и/или семинаров);
  • сбор данных необходимых для анализа (количественные и качественные данные, имеющиеся в широком доступе);
  • ответственность страны за подготовку заключительного отчета (путем привлечения широкого круга участников при обсуждении различных проектов отчета).

В каждой стране проводится итоговый семинар по распространению результатов. В ходе семинара определяются окончательные ключевые приоритеты реформирования системы ПОО в стране.

2. Самостоятельная оценка, проводимая странами

Эта форма участия подходит странам, которые самостоятельно проводят оценку своей деятельности и разрабатывают страновые отчеты. Странам, избравшим данную форму участия, ЕФО предлогает ряд критериев для соблюдения четырех принципов Туринского процесса:

  • назначение конкретного учреждения в стране, которое отвечает за реализацию процесса и разработку отчета;
  • соглашение об организации стартового семинара с участием всех заинтересованных сторон;
  • согласие стран на вовлечение широкого круга заинтересованных лиц в консультации по разработке проекта отчета;
  • принятие странами Руководства ЕФО, включающего предполагаемый объем и структуру отчета;
  • предоставление ЕФО возможности комментировать проект отчета по самооценке;
  • включение в процесс проведение ЕФО экспертной оценки заключительного отчета.